Когнитивные искажения

Когнитивные искажения — отклонение в суждениях, которые сопровождаются возможной нелогичностью в принятии выводов о других людях и ситуации. Человек создает свою «субъективную социальную реальность» на основе собственного восприятия данных внешнего мира. Построена индивидом социальная реальность, а не реальные внешние данные, может диктовать его поведение в социальном мире, иногда приводя к искажению восприятия, неточного суждения, нелогичной интерпретации, или того, что в широком смысле называется «иррациональностью».

Когнитивные искажения условно делятся на четыре категории: когда человек получает много информации, когда не хватает смысла, когда быстро реагируем, когда вспоминаем и запоминаем.
Когнитивные искажения, связанные с избытком информации

Ошибка выжившего — разновидность ошибки отбора, когда по одной группе ( «выжившим») есть много данных, а по другой ( «погибшим») — практически нет, в результате чего исследователи пытаются искать общие черты среди «выживших» и не принимают во внимание, что не менее важная информация скрывается среди «погибших». Например, вы, вероятно, часто слышали, что дельфины спасаюсь людей от гибели. Эту информацию мы можем услышать только от людей, которых они (дельфины) спасли. Мы не можем корректно оценить ситуацию с людьми, которых дельфины не спасли, потому что эти люди - погибшие. Еще один пример: истории о том, как врачи прогнозировали рождения ребенка-инвалида и предлагали аборт, а в результате родился здоровый ребенок, получают широкую огласку. Те случаи, когда прогнозировали рождения ребенка-инвалида и все же родился ребенок-инвалид, мало когда получают огласку.
Вы, наверное, часто слышали, что дельфины спасают людей от гибели. Эту информацию мы можем услышать только от людей, которых они (дельфины) спасли. Мы не можем корректно оценить ситуацию с людьми, которых дельфины не спасли, потому что эти люди - погибшие.
СМИ часто рассказывают о кинозвездах, спортсменах, музыкантах или CEO миллиардных корпораций, которые бросили колледж, как историю упорной личности, следующей за своей мечтой и удачно преодолевающей все преграды. А на людях, имеющих сходные таланты, навыки, и упрямство, но не достигают успеха из-за влияния случайных событий вне их контроля, фокус значительно меньше. Это создает ложную общественное мнение, что любой может достичь больших высот, если у вас есть талант и упорство в приложении усилий.
Поврежденные части самолетов, которые вернулись с заданий на войне, показывают места красным цветом. Они получили повреждения, но все еще безопасно вернулись; сначала было предложено добавить больше брони в эти поврежденные места, но статистик Абрахам Вальд учел, что добавлять больше брони нужно в места, не обозначенные красным цветом, так как полученные повреждения в этих местах были фатальными и самолеты не вернулись. (Изображение показывает гипотетические данные.)
Иллюзия частоты — феномен в психологии, суть которого заключается в том, что услышав или узнав что-то новое, человек очень скоро снова наталкивается на эту же информацию. Например, вы совсем недавно узнали новое английское слово и начали замечать это новое слове где все чаще и чаще. Часто этот феномен используют в рекламе (яркие логотипы, экспрессивная реклама и т.д.).


Эффект иллюзорной правды — это тенденция верить, что информация правдива, если мы ее услышали / увидели много раз. Эффект впреше получил название и определение по результатам исследования 1977 года в США. Участникам исследования предоставили 60 фактов, которые выглядели возможными, но которые были им неизвестны. Там были такие утверждения как: «Первая военная авиабаза была создана в Нью Мехико.», «Большая миграция китайских железнодорожных рабочих началась в 1880-е.» или «Баскетбол стал олимпийским видом спорта в 1925 гг.» Участники имели оценить свою веру в эти утверждения по шкале от одного до семи. Это повторялось три раза с интервалом в две недели между временами. Двадцать фактов (треть) оставались одинаковыми все три раза, а остальные каждый раз были новыми. В более поздних сессиях участники оценили повторяющиеся утверждения выше, чем новые 4.2 в первой сессии, 4.6 во второй и 4.7 в третьей. Зато, в оценке остальных утверждений такой выраженной тенденции не было.


Эффект обманки — предпочтение опции A или B меняется в пользу опции B, когда появляется опция C, похожая на B, но не лучше нее. Например, есть два MP3-плеера, в которых потребители, как правило, видят большую память (количество GB) и низкую цену как положительные атрибуты. Некоторые потребители хотят плеер, куда поместится больше песен, некоторые — тот, что стоит меньше. Ситуация № 1, доступны два плееры: плеер А (400 долларов, 30 Гб памяти), плеер B (300 долларов, 20 Гб памяти). Некоторые потребители выберут плеер А или плеер В, в зависимости что важнее — память или цена. Но если добавить плеер С (450 долларов, 25 Гб памяти), ситуация кардинально изменится в пользу плееру А. Добавление плеера C — которого потребители теоретически должны избегать, поскольку есть возможность оплатить меньше денег за большую память, приводит к тому, что плеер A, доминантный вариант, начинают выбирать больше, чем когда были только два варианта. Плеер C влияет на предпочтения потребителей, действуя как базис для сравнения плееров A и B. Поскольку плеер A лучше плеер C в обоих аспектах, а плеер B частично лучше плеер C, теперь больше потребителей выберут плеер A. Следовательно плеер C — обманка , целью которой является увеличение продаж плеера A.



Когнитивные предубеждения, связанные с нехваткой смысла

Апофения — способность видеть структуру или взаимосвязи в случайных или бессмысленных данных.
Природное образование на поверхности Марса, в котором многие видят человеческое лицо, породило ряд гипотез о его искусственном происхождении. На самом деле, это просто горное образование.
Эффект Даннинґа - Крюгера — эффект, когда некомпетентные люди не могут понять, что они некомпетентны, поскольку в них отсутствуют знания, которые позволили различить компетентность и некомпетентность. Настоящая компетенция может снизить самоуверенность, поскольку компетентный человек может неправильно предполагать, что другие имеют аналогичный уровень компетенции.


Эффект Барнума — явление, когда каждый отдельный человек считает точным описанием своего характера такое описание, который очень общий и подходит любому человеку. Этот эффект может частично объяснить веру в такие псевдонауки, как астрология, предсказания, а также объяснить восприятие результатов психологических тестов как правильных. Пример: «Вы хотите, чтобы другие люди вас любили и восхищались вами. Одновременно с тем вы внимательно относитесь к себе. Ваш характер имеет недостатки, но обычно вы можете компенсировать. Вы значительный неиспользованный потенциал. Хотя другие вас видят как сдержанную человека, внутри вы несколько смутные и тревожные. Иногда вы сомневаетесь, правильным является принятое решение. Иногда вам требуется изменение положения вещей, и вас разочаровывают преграды и ограничения. Вы считаете нецелесообразным полностью раскрывать душу перед другими. Иногда вы ведете себя как экстраверт, открытая, приветливая человек, а иногда - как интроверт, закрыта, недоверчивая человек. Некоторые из ваших целей невыполнимые ». Вам кажется, что это описание о вас? Конечно, потому что оно составлено таким образом, чтобы подходить к каждому человеку. Именно так работают гороскопы — на ложных ошибках людей.
Не верь гороскопам! Планеты и другие небесные тела ни коим образом не влияют на твой характер или твое будущее!
Когнитивные предубеждения, связанные с быстрой реакцией

Обращение к новизне — логическая ошибка, в которой истинность и качество предложений обосновываются новизной и современностью. Сводится к «все что новое, то лучше старого». Примеры: «Хочешь похудеть? Пользуйся новейшей диетой», «Новый телефон всегда лучше старого» (в большинстве случаев, это действительно так, но не всегда).


Эффект IKEA — когнитивное искажение, которое возникает, когда потребители оказывают непропорционально высокую ценность вещам, в создании которых они принимали участие. Название происходит от шведского производителя и продавца мебели IKEA, продающего продукцию, требующую самостоятельного сбора. То есть, если ты собственноручно готовил блюдо 3 часа, руководствуясь сложным рецептом, то будет казаться, что это блюдо очень вкусное, хотя по факту это может быть не так.


Когнитивные предубеждения, связанные с памятью

Эффект «Я так и знал!» — склонность рассматривать события, которые уже произошли, как более предсказуемые, чем они были до того, как произошли. Современными примерами эффекта «Я так и знал!» есть работы историков, описывающих последствия сражений, врачи, вспоминающие клинические испытания, и судебные системы, которые пытаются возложить ответственность за несчастные случаи из-за их предсказуемость. Например, владелец квартиры поднял стоимость аренды жилья, когда увидел вас за рулем дорогой машины. «Я так и знал, что не надо было показываться ему на глаза», — скажете вы, но как это вам поможет?

Эффект диковинки -— редкость запоминается лучше, чем обычный материал. Существование и направление воздействия этого предубеждения поддерживается не всеми исследователями.

Эффект следующий в очереди — человек в группе, участники которой говорят по очереди, плохо помнит, что сказал человек непосредственно перед его речью.
Когнитивные ошибки, к сожалению, присущи всем — кому-то в меньшей степени, кому-то в большей. Поделитесь с нами о том, какие когнитивные ошибки вы наблюдали за собой. Будьте открытыми. Решитесь рассказать. Это проще, чем кажется.
Есть люди, которые не делают ошибок. Это те, за кого думают другие.